Что такое ресоциализация осужденных. Ресоциализация осужденных в местах лишения свободы. Ресоциализация с точки зрения психологии

Вопросы эффективности ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы

Issues of effectiveness of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty

Аннотация . В данной статье рассмотрена одна из наиважнейших проблем отечественного уголовного права – эффективность ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Кроме этого, в статье рассмотрены этапы ресоциализации, их значение и эффективность в современной российской действительности.

Annotation . This article examines one of the most important problems of domestic criminal law — the effectiveness of resocialization of persons released from places of deprivation of liberty. In addition, the article examines the stages of resocialization, their significance and effectiveness in contemporary Russian reality.

Ключевыеслова: социальная адаптация, ресоциализация, осужденные, освобожденные, досрочное освобождение.

Keywords: Social adaptation, resocialization, convicts, freed, early release.

В настоящее время, осужденные, отбывшие наказание в местах лишения свободы, воспринимаются обществом как отверженные. Это выражено в проблемах с поиском официальной работы, созданием семьи и в негативном отношении к осужденным как со стороны государственных служащих, так и со стороны граждан.

Основную группу лиц, нуждающихся в социальной адаптации, образуют лица, освобожденные из исправительных учреждений. Оказывать содействие таким лицам необходимо, в первую очередь, в интересах общества, чтобы освобожденные не вернулись к прежней преступной жизни и не представляли угрозу для общества.

Ресоциализация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, является одной из главных проблем отечественной криминологии, поскольку она демонстрирует, насколько процесс воспитательного воздействия был эффективным. Соблюдение требований закона досрочно освобожденным является важнейшим критерием результативности института условно-досрочного освобождения и адаптационных мер государственных органов. В связи с этим в качестве заключительного этапа нейтрализации преступности следует считать не меры исполнения наказания, а процесс закрепления результатов исправительного и воспитательного воздействия, организации контроля за освобожденными из мест лишения свободы.

В этом случае, задача государства в минимизации вреда от изоляции человека и создании условий для продуктивной адаптации освобожденных к жизни в социуме. Как показывает опыт иностранных государств, программы социальной реабилитации освобожденных из исправительных учреждений позволяют человеку жить с семьей, поддерживать хорошие отношения, платить налоги и т.д. Вместе с этим, они обеспечивают тот же уровень безопасности общества, как и исправительное учреждение. По крайней мере, правонарушители не становятся хуже при значительно меньших затратах государства и с меньшим количеством побочных эффектов.

Ресоциализация — это процесс воздействия на осужденных и лиц, освобожденных из исправительных учреждений с целью ликвидации негативных последствий их изоляции и включения в общество, состоящий из подготовки к освобождению в исправительном учреждении и социальной адаптации после него.

Изучая процесс ресоциализации досрочно освобожденных от отбывания лишения свободы, можно констатировать, что начинается он задолго до освобождения осужденного и состоит из двух последовательных, взаимосвязанных этапов: подготовки осужденного к жизни на свободе в период отбывания наказания в ИУ и помощи в социальной адаптации после освобождения.

Основная задача проведения первого этапа ресоциализации осужденных — снять или минимизировать негативные последствия, вызванные изоляцией человека от общества и подготовить его к предстоящему освобождению. Недостатком этого этапа ресоциализации является то, что администрация исправительного учреждения не всегда успевает подготовиться к выходу осужденного на свободу: не подготовлены документы, не решен вопрос с местом жительства, местом работы после освобождения и т.д. Для администрации досрочное освобождение, как ни странно, оказывается довольно неожиданным. Поэтому в отношении лиц, которые могут подать ходатайство в суд об условно-досрочном освобождении, всю подготовительную работу необходимо проводить за 2-3 месяца до момента представления ходатайства независимо от решения суда по данному вопросу, поскольку осужденному могут отказать в его досрочном освобождении.

На процесс социальной адаптации освобожденных от наказания влияет множество обстоятельств: эффективность исполнения наказания в виде лишения свободы; моральная, психологическая и организационная подготовка осужденных к освобождению; осознанное усвоение осужденными новых социальных ролей после освобождения от наказания; восстановление социально полезных связей, правового статуса гражданина. К сожалению, на сегодняшний день перечисленные обстоятельства все еще имеют, так сказать, негативную окраску, характеризуются знаком «минус». Это результат деформации правовых институтов, административно-силового характера формирования уголовно-исполнительной политики. Отторжение осужденного от общества продолжается иногда долгие годы, даже после освобождения от отбывания наказания. Государство лишь констатирует рост рецидивной преступности среди освобожденных из мест лишения свободы, а правильные слова о необходимости реабилитации часто остаются лишь на бумаге. Амнистии, которые применяются, помилования, смягчения требований правил внутреннего распорядка уголовно-исполнительных учреждений, условно-досрочное освобождение, демонстрируя гуманные возможности уголовно-исполнительной политики, вместе с тем оставляют незыблемым ее фундамент, заложенный еще в прошлые годы. В этой связи восстановление социальных связей осужденных должно быть предпосылкой успешной адаптации освобожденных от отбывания наказания. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными прямо указывается, что подготовка осужденного к освобождению — это длительный процесс, который начинается с первого дня заключения. Результаты работы по адаптации осужденных к жизни в обществе зависят от тщательного планирования этой работы и продолжительности контактов с осужденными.

Сложность проблемы заключается в том, что, освободившись из колонии, осужденные попадают в ту же микросреду, которая не позволяет реализоваться их глубинной положительной ориентации, заложенной в стенах ИУ. Результаты криминологических исследований свидетельствуют о том, что общеобразовательный уровень осужденных существенно влияет на формирование их интересов и потребностей: осужденные с более высоким уровнем образования, как правило, проявляют и больший интерес к продолжению обучения, заинтересованность в работе самодеятельных организаций, проведении культурно-воспитательных мероприятий, они испытывают потребность в литературе, более добросовестно относятся к труду, к получению специальности, повышению своей квалификации, среди них снижается число лиц, которые систематически употребляют спиртные напитки и др. Высокий уровень образования, как правило, дает возможность освобожденному правильно оценивать жизненные ситуации и принимать верные решения.

После выхода на свободу лица, досрочно освобожденные, как и все освобожденные вступают в новый этап ресоциализации — социальную адаптацию. Совершение лицом правонарушений свидетельствует о неудачно складывающемся процессе его социализации, нарушении отношений с социальной средой. От того, насколько быстро осужденные включатся в нормальную жизнь общества и освоят новые социальные роли, зависит вероятность возвращения их к преступному образу жизни. Практика показывает, что процесс адаптации осужденных продолжается в течение шести месяцев после освобождения.

Второй этап ресоциализации освобожденных должен выполнять такие задачи, как: исключение или нейтрализация неблагоприятного воздействия окружающей социальной среды; восстановление и укрепление положительных связей с семьей осужденного; трудоустройство осужденного; бытовое устройство по месту жительства; контроль специализированного государственного органа за выполнением условий досрочного освобождения.

Представляется, что все из перечисленных задач социальной адаптации должны выполняться одним специализированным государственным органом при содействии местных администраций городов и районов, а также попечительских обществ.

Полагаю, что уголовно-исполнительные инспекции и должны стать такими специализированными государственными органами. На них в частности могут быть возложены функции по координации деятельности всех органов и служб по социальной адаптации освобожденных условно-досрочно. Одним из условий успешной социальной адаптации освобожденных из исправительных учреждений является преемственность в проводимой работе по их ресоциализации. Она обеспечивается организационным взаимодействием всех органов и общественных организаций по ресоциализации освобожденных от наказания.

Российская Федерация в современных кризисных условиях развития экономики, социальной сферы и сферы труда не способна пойти на создание на всей ее территории новых структур, требующих государственного финансирования. Целесообразнее и экономичнее реформировать уже имеющиеся органы, увеличив их штат и возложив на них новые обязанности. Для успешной социальной адаптации лиц, освобожденных досрочно, предлагается передача в ведение уголовно-исполнительных инспекций специальных жилых общежитий для временного размещения в них лиц, освобожденных условно-досрочно и не имеющих прочных положительных социальных связей, небольшие производства для трудоустройства нуждающихся.

Таким образом, эффективность ресоциализации лиц, освобожденных досрочно или по отбытии наказания, во многом зависит от качества подготовительной работы в исправительном учреждении и реальной помощи освобожденному в социальной адаптации после освобождения. В настоящий момент необходимо закладывать правовые основы ресоциализации лиц, освобожденных от наказания, в том числе и досрочно, определить основные принципы проведения такой деятельности. В частности, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривает создание в РФ государственной службы пробации, обеспечивающей социально-психологическое сопровождение лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и оказание помощи в адаптации освобожденных к нормальным условиям общежития. Необходимо на законодательном уровне урегулировать не сам процесс социальной адаптации, а конкретную деятельность органов и организаций, направленную на обеспечение успешного протекания сложного психологического процесса ресоциализации.

Список источников

  1. Бриллиантов А. Уголовно-исполнительное право в вопросах, ответах и схемах: учебное пособие. – М., Проспект (ТК Велби), 2009 – С. 179.
  2. Потоцкий Н.К. Значение норм уголовного и уголовно-исполнительного права как инструментов обеспечения предупреждения преступлений //Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. №5 – С. 13-18
  3. Селиверстова В.И. Уголовно-исполнительное право: Учебник – М., Проспект, 2009 – С. 492
  4. Краткий курс по уголовно-исполнительному праву: учеб. пособие / Л. В. Смолина. — М., Изд-во Окей-книга, 2015. — С. 122
  5. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник/Под ред. И. Л. Трунова. — М., Изд-во Эксмо, 2014. — С. 675

Положительный опыт работы субъектов Федерации по ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества, как меры профилактики рецидивной преступности

Приведем анализ положительного опыта работы субъектов РФ по ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества, как меры профилактики рецидивной преступности .

В 2014 году в 71 субъекте РФ действовали 104 региональные и 175 муниципальных программ профилактики преступлений и правонарушений, предусматривающих мероприятия по линии деятельности учреждений, исполняющих наказания, в части регулирования вопросов социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, их трудоустройства, квотирования рабочих мест, обеспечения жильем, оказания им медицинской или иной помощи.

Общий объем финансирования программных мероприятий, касающихся деятельности УИС, в 2014 году составил 55 млн. руб. (при плановом 75 млн. руб.). На улучшение материально-технической базы исправительных учреждений и уголовно-исполнительных инспекций (далее: УИИ) было выделено 37,9 млн. руб., на оказание помощи осужденным- 16,7 млн. руб.

Так, Законом Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 № 1093-3 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы» в 599 организациях Республики Саха (Якутия) в 2014 году была установлена квота для 550 лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утвержден порядок компенсации работодателю части затрат по оплате труда лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Государственной программой содействия занятости населения на 2014-2020 годы , утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, ежегодно, начиная с 2014 года, на указанные цели предусмотрено выделение средств в размере 4,7 млн. руб. В 2015 году в рамках реализации указанного постановления трудоустроен 61 чел., освобожденный из мест лишения свободы.

Департаментом занятости населения Тверской области ежегодно заключается договор о квотировании рабочих мест для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, с руководством градообразующих предприятий области. В первом полугодии 2015 года было квотировано 114 рабочих мест, на которые трудоустроены 90 чел.

В 2014 году в области 233 осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, приняли участие в ярмарках вакансий, организованных районными центрами занятости населения, 357 осужденным оказана помощь в трудоустройстве. Для осужденных, состоящих на учете У ИИ г. Твери, организуются ежемесячные выезды мобильных центров занятости.

В Саратовской области действует Положение о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение работодателям затрат, связанных с реализацией мероприятий по содействию в трудоустройстве граждан, освободившихся из мест лишения свободы , утвержденное постановлением Правительства Саратовской области.

Кроме того, в области реализуется социальная программа «От здравого толка к здравой жизни» на 2015-2016 гг., победившая в конкурсном отборе социальных инновационных социальных проектов, объявленном Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Задачи проекта - обеспечить взаимодействие государственных, муниципальных и общественных организаций, работающих с подростками, совершившими правонарушения, заинтересовать подростков новыми формами проведения полезного досуга, мотивировать подростков на ведение здорового образа жизни и т.д.

Постановлением Правительства Красноярского края утверждена Государственная региональная программа «Профилактика правонарушений и укрепление общественного порядка и общественной безопасности» .

В рамках данной программы Министерству труда и социального развития Красноярского края выделено 10591,6 тыс. руб. на реализацию мероприятий, направленных на оказание содействия занятости и социальной адаптации лицам, отбывающим и (или) отбывшим уголовные наказания, в том числе на семинары-тренинги для социальных работников и психологов исправительных учреждений, а также уголовно-исполнительных инспекций, разработку и тиражирование методических пособий, буклетов, справочных и информационных материалов для лиц, подлежащих освобождению из исправительных учреждений, по вопросам содействия в трудовом устройстве и адаптации к жизни после освобождения от отбывания наказания.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.09.2014 № 697-пп утверждена государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Оренбургской области на 2014-2020 годы» . В рамках ее подпрограммы «Социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы», Комитету по молодежной политике Правительства области выделены денежные средства в размере 5300,0 тыс. руб. на оплату обучения рабочим специальностям для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также организацию профильных лагерей для подростков, склонных к совершению правонарушений.

На территории Ростовской области действовали и действуют в настоящее время 11 целевых программ, направленных на оказание социальной поддержки осужденным, в том числе к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, - «Профилактика правонарушений в Ростовской области», «Молодежь Константиновского района на 2011-2015 годы», предусматривающие выделение денежных средств в объеме 4451,3 тыс. руб., «Профилактика правонарушений в Константи-новском районе в 2013-2015 годах» с общим финансированием в размере 2124,8 тыс. руб.

Кроме того, в области заключено 129 соглашений (договоров) о сотрудничестве, в том числе 69 соглашений с центрами трудовой занятости населения для предоставления рабочих мест осужденным, не имеющим официального места работы; 39 соглашений с учреждениями социальной помощи семье и детям для организации социальнопсихологического сопровождения несовершеннолетних и членов их семей; 6 соглашений с учреждениями и организациями, занимающимися оказанием помощи лицам, страдающим наркотической и алкогольной зависимостью; 3 соглашения с противотуберкулезными диспансерами для выявления больных туберкулезом и оказания им медицинской помощи при установлении факта заболевания; 12 соглашений с центрами социально-психологического сопровождения несовершеннолетних.

С целью оказания помощи в предоставлении рабочих мест осужденным, освобождающимся из мест лишения свободы, на основании 18 соглашений, заключенных между исправительными учреждениями и центрами занятости населения, а также 52 соглашений с филиалами УИИ, в течение 2015 года оказана помощь в трудоустройстве 1520 осужденным, в том числе 1144 освободившимся из мест лишения свободы, и 376 осужденным, состоящим на учете УИИ, не имеющим официального места работы.

В 2013 году УФСИН России по Республике Мордовия заключено соглашение о сотрудничестве с Государственным комитетом Республики Мордовия по труду и занятости населения и региональным объединением работодателей «Союз работодателей Мордовии». В филиалах УИИ в дни регистрации работают мобильные центры занятости населения, которые осуществляют профессиональное информирование, профориентацию, консультирование, психологическую поддержку, оказание юридической помощи по вопросам законодательства о труде и занятости.

Государственная программа «Юстиция и профилактика правонарушений на 2014-2018 гг.» с изменениями, утвержденными постановлением Правительства Республики Мордовия от 10.02.2014 № 42, предусматривает мероприятия по созданию банка вакантных рабочих мест для временного трудоустройства подростков, в том числе состоящих на учетах в У ИИ. Срок исполнения - 2017-2018 годы с выделением денежных средств из республиканского бюджета в сумме 200,0 тыс. руб.

Уголовно-исполнительными инспекциями УФСИН России по Республике Мордовия для участия в конкурсном отборе инновационных социальных проектов, объявленном Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, разработан проект Программы «Рука помощи», на реализацию мероприятий которой предусмотрено выделение финансовых средств в сумме 1500,0 тыс. руб.

Всего в 2014 году в ходе реализации программных мероприятий помощь оказана 37425 осужденным к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества (4 % от числа прошедших по учету), материальную помощь получил 751 человек.

В целях профилактики повторной преступности среди несовершеннолетних осужденных уголовно-исполнительные инспекции взаимодействуют с органами и учреждениями системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних, определенными Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» .

В Магаданской области действует государственная программа, утвержденная постановлением Администрации Магаданской области от 20 ноября 2013 г. № 1444-па «Об утверждении государственной программы Магаданской области «Обеспечение безопасности, профилактика правонарушений, коррупции и противодействие незаконному обороту наркотических средств в Магаданской области на 2014-2018 годы» , одной из приоритетных задач которой является профилактика подростковой и рецидивной преступности, совершенствование системы профилактики детской наркомании. Также Комплексной региональной программой «Духовное нравственное развитие и просвещение населения Тамбовской области на 2012-2015 годы» предусмотрена психокоррекционная работа.

В Республике Алтай действует проект «Поверь в себя!» (заключен договор от 29.04.2014 № 01-03-69 п-2013.7/76 между ФКУ УИИ Республики Алтай и председателем Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации), в котором задействованы органы и учреждения системы профилактики. В рамках реализации проекта запланированы мероприятия по реализации реабилитационных психокоррекционных программ, организации досуга несовершеннолетних, получении ими специальности, оздоровлению в учреждениях спортивно-оздоровительного плана, участию в культурно-массовых мероприятиях.

Из числа несовершеннолетних осужденных, состоявших на учете уголовно-исполнительных инспекций, социальную или иную помощь в 2014 году получили 13451 человек, или 62 %. Содействие в трудоустройстве оказано 502 осужденным, в оформлении документов - 340, в приобретении профессии - 227, в организации досуга (участие в конкурсах, спортивных мероприятиях, экскурсиях) - 2374, в организации летнего отдыха - 403. Психологическая помощь оказана 13199 несовершеннолетним осужденным.

Большую роль в решении социальных и бытовых вопросов лиц, освобождающихся от отбывания наказания, оказывают центры социальной адаптации и дома ночного пребывания.

На основании положений Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , областного закона от 03.09.2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области», а также постановления Правительства Ростовской области от 27.11.2014 № 785 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг», исправительными учреждениями организована работа с 6 комплексными социальными центрами по оказанию помощи лицам без определенного места жительства, расположенными в городах Ростове-на-Дону, Таганроге, Шахтах, Волгодонске, Сальске, Каменск-Шахтинске.

За отчетный период 2015 года в вышеуказанные центры за социальной помощью из исправительных учреждений Ростовской области обратились 49 осужденных.

В рамках реализации целевой программы Республики Калмыкия «Социальная реабилитация лиц, освобожденных из мест лишения свободы, оказавшихся без определенного места жительства и занятий» на территории республики функционирует государственное учреждение «Республиканский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» с отделением социальной реабилитации на 10 мест для лиц, освободившихся из мест лишения свободы и не имеющих места жительства, где совместно с республиканским комитетом занятости населения проводится работа по их трудоустройству.

Правительством Тверской области принят Административный регламент «О реализации мер социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы», в рамках которого на базе государственного бюджетного учреждения «Дом милосердия» открыто отделение социальной реабилитации для лиц, освободившихся от отбывания наказания. В первом полугодии 2015 года 11 гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, предоставлено временное проживание в указанном учреждении.

В рамках принятого Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан закона от 03.02.2009 № 92-з организована работа домов ночного пребывания для освободившихся осужденных, не имеющих постоянного места жительства, с обеспечением их питанием, оказанием им медицинской, психологической и юридической помощи. В период с 2010 по 2014 годы соответствующая помощь оказана 253 человекам.

Понятие, которое охватывается словом «социализация», включает в себя процесс соединения с обществом. Вся сущность этого явления заключается в усвоении личностью ценностей, ролей и норм, которые одобряются большинством людей. Понятию «социализация» противостоят два других. Их названия образованы при помощи добавления приставок. Таковыми являются «десоциализация» и «ресоциализация». Первое из них означает такие процессы, при которых личностью усваиваются антиобщественные и антисоциальные ценности и нормы. При этом человек приобретает негативные установки и стереотипы поведения. Это приводит к дестабилизации и деформации общественных связей.

Механизм десоциализации

Почему же человеком выбирается антиобщественный путь? На первоначальном этапе это происходит неосознанно. Дети и подростки перенимают манеры поведения тех взрослых, которые ведут асоциальный образ жизни. При этом они удовлетворяют свое желание получить одобрение от этой отрицательной микросреды. К тому же так, по их понятиям, они быстрее становятся взрослыми. В таком случае негативной микросредой над личностью осуществляется социальный контроль. При этом подростки или дети получают похвалу, одобрение и поддержку, если встали на путь антиобщественного поведения. Трудолюбие, милосердие и доброта в такой среде попросту высмеиваются.

Весь процесс десоциализации иногда осуществляется стихийно. Однако в некоторых случаях его проводят целенаправленно. Примером тому может служить воспитание у подростков преступного поведения для вовлечения их в незаконную деятельность. При этом широко используется механизм наказаний и поощрений.

Путь исправления

К личности, которая встала на антиобщественный путь поведения, различными государственными контроля применяется ресоциализация. Это понятие означает определенный вид изменений, происходящих в человеке, которые позволяют принять тип поведения, кардинально отличающийся от прежнего. В этом случае приставка «ре-» означает разрушение и демонтаж негативных ценностей и норм, которые были усвоены личностью. В ходе этого процесса происходит принятие человеком тех позитивных понятий, которые одобряются обществом.

Использование термина

Понятие «ресоциализация» достаточно широко используется не только представителями социальной психологии и социологии. Упоминают этот термин также юристы и педагоги. Касается он социальных мер, которые применяются обществом к людям, вставшим на криминальный путь.

В педагогике ресоциализация - это усвоение новых навыков и ценностей, которые должны заменить прежние устаревшие или недостаточно усвоенные. Весь этот процесс направляется на лиц, имеющих различные виды Цель, которую преследует ресоциализация, - это восстановление утраченного социального статуса, а также переориентация негативных установок. Решение данной задачи кроется в позитивном отношении педагогически ориентированной среды к личности.

«Ресоциализация осужденных» - это термин, который используют юристы при решении проблем уголовно-исполнительной политики. Применяется он к молодежи. При этом отмечается, что у субъектов молодого возраста способность к ресоциализации выше, чем у представителей старшего поколения. Для молодежи этот термин может означать не сам процесс, а его результат.

Кем осуществляется ресоциализация?

Вступление личности на путь антиобщественного развития фиксируется институтами, которые осуществляют социальный контроль. При этом ими же и могут быть приняты соответствующие меры ресоциализации. В этом процессе участвуют учебные, воинские и трудовые коллективы, школа и семья, общественные организации, а также правоохранительные органы в лице своих профилактических структур. Зачастую ресоциализация личности проводится без лишения свободы. Однако при совершении человеком социально опасного деяния к нему могут быть приняты более жесткие меры. В таком случае по приговору суда он отправляется в При этом ресоциализация - это определенный этап, призванный восстановить социально полезные связи личности с обществом. В ходе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, а также закреплены позитивные образцы Специальными институтами, которые осуществляют процесс ресоциализации в данном случае, являются следующие:

Воспитательно-трудовые колонии, где содержатся несовершеннолетние;

Исправительно-трудовые колонии;

Основная задача, которую призваны решать данные - и исправление осужденных, то есть ресоциализация.

Острота проблемы

Тему ресоциализации связывают не только с теми, кто совершил уголовно наказуемые деяния. Она касается и других категорий людей. Так, большое значение для общества имеет ресоциализация наркозависимых, больных, а также тех, кто пережил стресс во время природных бедствий, боевых действий или аварий.

Таким людям нужна не только Для проведения нормального процесса ресоциализации понадобится психотерапия, психокоррекция (аутотренинг и пр.). Социальной адаптации таких людей ожидать не следует, если не будет снята эмоциональная напряженность личности.

Работа по ресоциализации

Социальной реабилитацией в странах Западной Европы занимаются общества милосердия и различные фонды, Армия спасения, Церковь и т. п. Аналогичная работа в России проводится реабилитационными центрами. В связи с этим возникает необходимость ускоренного развития такой которая была бы ориентирована на нужды данной социальной практики.

Стоит сказать о том, что необходимость в социальной адаптации существует практически у каждого человека. При этом положительные результаты появляются только при снятии эмоционального напряжения.

Заключение

В биографии человека существуют определенные жизненные циклы. Это периоды, которые отделяют друг от друга важные вехи. В каждом новом цикле происходит смена социальных ролей, приобретается новый статус. Нередко жизненные этапы характеризуются отказом от прежнего окружения и привычек, дружеских контактов, изменениями привычного распорядка. При переходе на новую ступеньку человек вступает в новый цикл. При этом ему приходится постоянно переобучаться. Данный процесс распадается на два этапа, которые имеют особые названия. Когда происходит отучение человека от прежних норм, ценностей, правил поведения и ролей, говорят о десоциализации личности. На следующем этапе происходит обучение. Оно позволяет приобрести новые роли, правила поведения и ценности взамен старых. Данный процесс носит название ресоциализации, которая может быть настолько глубока, что приводит к радикальным изменениям образа жизни.

Примером тому может служить русский эмигрант, который, попав в Америку, оказывается в совершенно новой, разносторонней и богатой культуре. Личности приходится отказываться от старых норм и традиций, что происходит под воздействием нового жизненного опыта.

Сейчас процесс исправления и ресоциализации осужденных осуществляется в одиннадцати специальных воспитательных колониях, из которых десять предназначено для содержания лиц мужского пола и одна - женского пола. Воспитательные колонии расположены в разных регионах страны от Ковеля (Волынской обл.) до Павлодара (Днепропетровской обл.). Несовершеннолетние лица женского пола отбывают наказание в Мелитопольской воспитательной колонии Запорожской обл.

Для достижения цели исправления и ресоциализации несовершеннолетних в воспитательных колониях ДКВС Украины действует комплексная система мер, которая призвана обеспечить:

  • надлежащие условия жизни осужденных, совместимые с человеческим достоинством и нормами, которые приняты в обществе;
  • развитие у осужденных чувства самоуважения к себе и окружающим путем минимизации негативных последствий лишения свободы;
  • поддержание социально полезных связей с родными и близкими для них людьми;
  • получение образования и профессиональных навыков, что поможет им включиться в общественную жизнь после освобождения

Комплексная система мероприятий, кроме того, предусматривает обязательное привлечение к этому процессу всех сотрудников воспитательной колонии, но основная нагрузка по выполнению мер исправления и ресоциализации осужденных возложена на социально-психологическую службу, педагогов и психологии.

Важная роль в исправлении ресоциализации осужденных отводиться международным стандартам и практике исполнения и отбывания наказаний несовершеннолетними в зарубежных странах. Изучение пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних в Нидерландах позволяет заметить, что в Украине происходят первые положительные сдвиги в гуманизации процесса отбывания наказаний несовершеннолетними осужденными. Наряду с этим, формальное перекладывание некоторых форм и методов исправления и ресоциализации осужденных в зарубежных странах на украинский воспитательные колонии не происходят в сознании самих осужденных.

Процесс исправления и ресоциализации осужденных не может быть эффективным, если к осужденным несовершеннолетним не применять меры поощрения и взыскания соответствии с нормами Уголовно-исполнительного кодек КСУ Украине общий порядок поощрения осужденных предусмотрен в ст 130, а взыскания - в ст 132 УК Украины Что касается несовершеннолетних, то порядок поощрения и взыскания регламентирован ст 144,145 КВ К Украины.

Статья 6. Исправление и ресоциализация осужденных и их основные средства

1. Исправление осужденного - процесс позитивных изменений, которые происходят в его личности и создают у него готовность к самоуправляемой правопослушного поведения.

2. Ресоциализация - сознательное восстановление осужденного в социальном статусе полноправного члена общества;возвращение его к самостоятельной общепринятой социально-нормативной жизни в обществе.

Необходимым условием ресоциализации является исправление осужденного.

3. Основными средствами исправления и ресоциализации осужденных является установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), общественно полезный труд, социально-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, общественное влияние.

4. Средства исправления и ресоциализации осужденных применяются с учетом вида наказания, личности осужденного, характера, степени общественной опасности и мотивов совершенного уголовного преступления и поведения осужденного во время отбывания наказания.

Комментарий:

Комментируя данную статью, следует отметить, что исправление и ресоциализации осужденных имеет давнюю историю. Эта проблема изучалась с позиции уголовного, уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и психологии в трудах многих ученых, однако единой точки зрения относительно указанных сроков не существует. Одни авторы считают их синонимами, другие - совершенно разных, не однорядными понятия. В науке уголовно-исполнительного права исправление и ресоциализация рассматривается как одно из направлений деятельности органов и учреждений исполнения наказания, способствует воспитанию у осужденных социально адекватных качеств, является внутренним процессом положительных изменений в личности осужденного и его сотрудничеством с персоналом органов и учреждений исполнения наказаний, восстановление и развития социально полезных связей и отношений как в период отбывания наказания, так и после освобождения, и охватывает три составляющие:

Цель наказания;

Деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания;

Процесс коррекции личности осужденного и изменений в его личности под влиянием системы воспитательных мероприятий;

Результат работы органов и учреждений исполнения наказания.

Закрепление в Уголовно-исполнительном кодексе дифениций "исправления" и "ресоциализация" существенно повлияло на дискуссию по этому поводу. Исправление осужденного рассматривается законодателем как процесс позитивных изменений, которые происходят в его личности и создают у него готовность к самоуправляемой правопослушному поведения позволяет реализоваться соответствующей цели уголовно-исполнительного закона.

Ресоциализация - сознательное восстановление осужденного в социальном статусе полноправного члена общества; возвращение его к самостоятельной общепринятой социально-нормативной жизни в обществе.Необходимым условием ресоциализации является исправление осужденного.

Таким образом, исправление и ресоциализация - это ключевые категории для применения большого количества норм уголовно-исполнительного закона, под которыми следует понимать комплекс государственных и негосударственных мероприятий, определенных уголовно-исполнительным законодательством, другими нормативно-правовыми актами в сфере исполнения и отбывания наказаний, путем коррекционного воздействия на сознание лиц, осужденных за совершение преступлений, для достижения основной цели наказания - казни.

Основными средствами исправления и ресоциализации осужденных является установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), общественно полезный труд, социально-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, общественное влияние. Кратко охарактеризуем каждый из этих средств.

Режим в исправительных и воспитательных колониях - это установленный законом и другими нормативно-правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий: изоляцию осужденных;постоянный надзор за ними; выполнения возложенных на них обязанностей; реализацию их прав и законных интересов; безопасность осужденных и персонала; раздельное содержание разных категорий осужденных;различные условия содержания осужденных в зависимости от вида колонии; изменение условий содержания осужденных.

Режим в колониях должен сводить к минимуму разницу между условиями жизни в колонии и на свободе, что способствует повышению ответственности осужденных за свое поведение и осознанию человеческого достоинства.

К средствам обеспечения режима Уголовно-исполнительный кодекс Украины относит технические средства надзора и контроля, администрация колонии имеет право использовать (аудиовизуальные, электронные и иные технические средства для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного законодательством порядка отбывания наказания, получения необходимой информации о поведении осужденных).

Администрация колонии обязана сообщить осужденных о применении технических средств надзора и контроля.

Перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования определяются нормативно-правовыми актами центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.

Режим особых условий в колониях предусмотрен в случаях стихийного бедствия, эпидемий, аварий важных для жизнеобеспечения систем, массовых беспорядков, проявлений групповой неповиновения осужденных или в случае возникновения реальной угрозы вооруженного нападения на колонию, или в связи с введением чрезвычайного или военного положения в районе расположение колонии усиливается охрана, надзор за осужденными, осуществляются другие дополнительные режимные мероприятия.

Работа осужденных к лишению свободы. Осужденные к лишению свободы должны работать в местах и на работах, определяемых администрацией колонии. Осужденные привлекаются к общественно полезному труду с учетом имеющихся производственных мощностей, учитывая при этом пол, возраст, работоспособность, состояние здоровья и специальность. Осужденные привлекаются к труду, как правило, на предприятиях, в мастерских колоний, а также на государственных или других форм собственности предприятиях при условии обеспечения их надлежащей охраны и изоляции.

Социально-воспитательная работа с осужденными организуется в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических принципов и методов. В органах и учреждениях исполнения наказаний проводится нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, физическое, санитарно-гигиеническое воспитание осужденных, а также другие его виды, способствующие становлению их на жизненную позицию, которая отвечает правовым нормам и требованиям общественно полезной деятельности.

Общеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных к лишению свободы обеспечивается в соответствии с законами Украины "Об образовании" и "Об общем среднем образовании" с целью доступности и бесплатности получения полного общего среднего образования.

Осужденным готовы повышать свой общеобразовательный уровень, независимо от возраста создаются условия для самообразования, предоставляется возможность обучения в общеобразовательных учебных заведениях колоний, создаются местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с потребностью в них и при наличии необходимой материально-технической и научно методические базы, педагогических кадров в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

В воспитательных колониях образуются средние общеобразовательные школы трех степеней. Осужденные, которые учатся в них, учебниками, тетрадями и письменными принадлежностями обеспечиваются бесплатно.

Для осужденных, не имеющих рабочей профессии, по которой они могут быть трудоустроены в данной колонии, обязательной является подготовка на курсах профессионального обучения рабочих на производстве.

Общественный контроль как средство исправления и ресоциализации осужденных. Общественный контроль за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также воспитательная работа с ними организуются наблюдательными комиссиями и осуществляются общественными организациями и трудовыми коллективами по месту работы или учебы и по месту жительства этих лиц.

Наблюдательные комиссии, службы по делам несовершеннолетних, центры социальных служб для молодежи, а также общественные организации и трудовые коллективы могут выделять своих представителей и поручать им с их согласия систематическое проведение воспитательной работы и осуществление контроля за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания.

В соответствии с частью 4 статьи 6 коммент средства исправления и ресоциализации осужденных применяются с учетом вида наказания, личности осужденного, характера, степени общественной опасности и мотивов совершенного преступления и поведения осужденного во время отбывания наказания.

Работа осужденных к лишению свободы и ее социальные аспекты. ст. 123

Статья 123 . Социально-воспитательная работа с осужденными к лишению свободы

1. Социально-воспитательная работа - целенаправленная деятельность персонала органов и учреждений исполнения наказаний и других социальных институтов для достижения цели исправления и ресоциализации осужденных.

Социально-воспитательная работа направлена на формирование и закрепление у осужденных стремления к занятию общественно полезной деятельностью, добросовестного отношения к труду, соблюдение требований законов и других принятых в обществе правил поведения, повышения их общеобразовательного и культурного уровней.

2. Участие осужденных в воспитательных мероприятиях, которые проводятся в колониях, учитывается при определении степени их исправления, а также при применении мер поощрения и взыскания.

3. Распорядком дня колоний могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых для осужденных обязательно.

4. Стимулирование правопослушного поведения осужденных осуществляется при помощи программ дифференцированного воспитательного воздействия с учетом их поведения, психического состояния и степени социальной запущенности.

5. Программы дифференцированного воспитательного воздействия на осужденных должны учитывать возможности воспитательной функции режима отбывания наказания, общеобразовательного и профессионально-технического обучения, мер поощрения и взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы, самодеятельных организаций осужденных, общественных, благотворительных и религиозных организаций, а также привлечения осужденных к самовоспитанию.

Опасно длительное содержание человека в условиях толпы – социально неорганизованной общности. В таких условиях формируется и прочно закрепляется анемический, нигилистический тип поведения – укрепляется социальная отчужденность, поведение переходит на эмоционально-импульсивный уровень регуляции.

Гуманность наказания следует понимать не как снижение его карательной функции, а как такую его организацию, при которой наказание не вытравляло бы в наказуемом его человеческие качества, не подавляло бы в нем веру и надежду в возможность быть полноценным членом общества.

Опыт некоторых ИУ показывает, что даже при существующей правовой регламентации режима возможны некоторые его улучшения: оборудование локальных зон и изолированных участков для небольших групп осужденных, улучшение санитарно-бытовых условий, повышение трудовой мотивации, поощрение трудовой инициативы, эстетическое оформление бытового окружения, интеллектуальное насыщение досуга, укрепление социальных связей с внешней средой.

Как отмечают исследователи, количество общих и производственных правонарушений резко снижается по мере создания современной промышленно-производственной базы ИУ, разнообразия трудовых процессов и повышения материальной заинтересованности в результатах труда.

Общество не должно уповать лишь на жесткие условия содержания осужденных в местах лишения свободы. Не менее важна его попечительская деятельность. Добро и милосердие всегда берут верх над мстительностью и жестокостью. Нельзя злом победить зло. Воссоздать в человеке человеческое можно лишь человеческими способами.

Завершающим и наиболее ответственным периодом ресоциализации является реадаптация освобожденного к жизни на свободе, в новых, как правило, трудных жизненных условиях, требующих значительных усилий. Бытовая неустроенность, нарушенность прежних социальных связей, отсутствие жилья, настороженность родных и знакомых, холодный взгляд в отделах кадров по найму рабочей силы, тяжелый гнет социального отвержения – ситуация, особенно опасная для тех, у кого за плечами уже был острый конфликт с обществом. И в этой ситуации существенна не только психологическая установка на новый образ жизни, необходим комплекс социальных условий для реализации этой установки.

Наибольшая вероятность «срыва» – совершение повторного преступления – приходится на первый год после освобождения. Этот год должен быть годом социальной реабилитаций освобожденного с соответствующим социально-правовым его обеспечением, созданием условий для начала его новой жизни. Нужны, конечно, и социальный контроль, проверка соответствия поведения реабилитируемого лица социальным ожиданиям. Но социальный контроль должен сопровождаться содействием патронажных органов упрочению положительных связей реабилитируемого лица с социальной средой.

Помочь оступившемуся человеку вновь обрести свою человеческую сущность – одно из предназначений социума.

ГЛАВА III . ОПТИМАЛЬНЫЕ СРОКИ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЖИЗНЕННОГО ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Временные факторы пребывания осужденного в условиях лишения свободы предполагают решение определенных задач. Лишение свободы осужденных имеет цель обезопасить общество от представляющих для него опасность преступников, исправить их и вернуть на свободу подготовленными к полезной деятельности.

Этой проблеме посвятили свои исследования многие ученые-правоведы, психологи, педагоги. Однако проблема сроков лишения свободы, с нашей точки зрения, остается актуальной и для ее решения необходимы усилия специалистов различных отраслей знания.

Вносилось, например, предложение о создании отдельных колоний для лиц, осужденных на краткие сроки лишения свободы, иначе говоря, о раздельном содержании различных категорий «краткосрочников»: осужденных молодежного возраста, старшего возраста; впервые осужденных от неоднократно судимых; больных, престарелых, алкоголиков, наркоманов, а также лиц, совершивших преступления по религиозным убеждениям.

Это мотивировалось не только необходимостью устранения обоюдного вредного влияния, но и целесообразностью создания специального режима, организации особого трудового процесса, обеспечения дифференцированного воспитательного подхода и соответствующей его организации. 5

Ученые и практические работники уголовно-исполнительной системы единодушно отмечают низкую эффективность кратких сроков лишения свободы.

Арест по своей сути мало чем отличается от лишения свободы, разве что только присущей ему краткосрочностью и жесткостью условий содержания. Иначе говоря, на осужденных к аресту распространяются условия содержания, которые установлены на общем режиме в тюрьме, предполагающем их содержание в запираемых на замок камерах. По мнению, А.И. Зубкова, условия отбывания наказания в виде ареста в УИК РФ сформулирован даже жестче, чем на строгом тюремном режиме. Он считает, что этот институт следует существенно реформировать, приведя условия отбывания наказания в соответствие с личностью виновных и тяжестью совершенных ими деяний, а затем вводить в действие при наличии ресурсного обеспечения. 6

Думается, что арест как вид наказания в ближайшее время не найдет применения на правовом поле нынешней России, так как ограниченные сроки его исполнения, как уже говорилось, положительных результатов дать не могут. Да и не то сейчас время, чтобы заниматься строительством арестных домов, на возведение которых, по расчетам ВНИИ МВД России, потребуются миллиарды рублей, не считая других расходов (персонал, техническое обеспечение и т.д.). Всего, предварительным расчетам, на обеспечение исполнения ареста необходимо от 7 до 10 млрд. рублей. Сегодня невозможно либо затруднительно организовать исполнение и такого вида наказания, как обязательные работы.

А.В. Бриллиантов видит выход из данной ситуации в возможности исполнения отдельных видов наказания на базе имеющихся сил и средств, например, в организации исполнения ограничения свободы на базе колоний-поселений, и выступает против предпринимаемых попыток исключения из системы наказаний таких видов, как обязательные работы, ограничение свободы и арест, обосновывая это тем, что альтернативы этим видам наказаний пока не предусмотрено. 7 А.В. Бриллиантов прав в том, что новая система уголовных наказаний создавалась не один год, а разрушить ее можно одним непродуманным правовым актом. В этом случае следует «поближе», как писал Н.А. Стручков, подойти к исследуемому вопросу, глубоко вникнуть в суть дела, а затем уже принимать окончательное решение.

По мнению В.П. Артамонова, можно считать доказанной нецелесообразность преждевременного введения таких видов наказания, как арест и ограничение свободы, наличие трудностей при осуществлении наказания в виде обязательных работ. Исключение этих наказаний из системы наказаний или введение моратория на их применение ему представляется единственно правильным решением. 8

Известно, что всякая изоляция индивида от микросреды даже на краткий срок скорее имеет отрицательные последствия, чем ожидаемые положительные.

Следует иметь в виду, что наказание по своей сути противоречиво. Как справедливо отмечает Г.Ф. Хохряков, это особенно заметно, когда речь заходит о наказании в виде лишения свободы. Стремясь приспособить осужденного к жизни в обществе, его отделяют от общества; желая научить полезному и социально активному поведению, содержат в условиях строгой режимной регламентации, вырабатывающей пассивность 9 и озлобленность.

Если в перспективе и вводить арест, то необходимо: сначала изучить заграничный опыт его применения, создать соответствующую материально-техническую базу, заглянуть в собственную историю и, может быть, реанимировать практику дореволюционного российского законодательства, предусматривавшего возможность отбывания наказания в виде ареста по месту жительства. Следует согласиться с утверждением В.П. Артамонова о целесообразности введения моратория на применение ареста в настоящее время и на последующие годы.

В судебной практике с введением в действие УК РФ 1996 г. весьма широко применяется осуждение к лишению свободы условно в порядке ст. 73 УК РФ (46-52% к общему числу осужденных к лишению свободы).

В интересах повышения эффективности ресоциализации осужденных к лишению свободы было бы целесообразным отказаться от кратких сроков лишения свободы, установив в УК РФ минимальный срок этого наказания в 2

года при условии невозможности применения иных видов уголовного наказания. Ориентация на расширение применения наказаний, не связанных с лишением свободы, находит широкое применение в ряде зарубежных стран.

В марте 2003г. в Государственную Думу поступили президентские предложения о внесении поправок в Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы. Нижней палатой они было одобрены в первом чтении 23 апреля 2003 г. и отложены до принятия изменений в УПК. В середине октября Государственная Дума в первом чтении приняла проект закона «О введении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»». Теперь кодексы будут применяться уже синхронно.

Важно то, что новые нормы будут иметь обратную силу, то есть осужденные получат возможность смягчить уже исполняющийся приговор.

По мнению разработчиков проекта закона, вся система в новом режиме должна заработать в ближайшее время. Это значит, что впереди – пересмотр нескольких десятков тысяч уголовных дел и реальный шанс выйти на свободу для тысяч людей.

Заместитель министра юстиции РФ Ю.И. Калинин заявил, что, по прогнозам его ведомства, число заключенных в ближайшее время сократится примерно на 150 тыс. человек. 10

В связи с этим чрезвычайно остро встают вопросы социальной адаптации освобожденных от наказания. Здесь важно отметить, что намеченная тенденция гуманизации уголовной политики может принести желаемые результаты лишь при условии настоятельного целеустремленного претворения ее в жизнь.

Российская судебная практика, очевидно, должна встать на путь цивилизованного отношения к лицам, совершившим преступления. С этой целью важно создать необходимые предпосылки как правового, так и организационного характера. Настало время отказаться от укоренившегося в правоохранительных органах (милиции, прокуратуре, судах) мнения, согласно которому усиление уголовной репрессии, широкое применение заключения под стражу совершивших преступления, могут серьезно повлиять на состояние преступности в стране. Карательная политика многих цивилизованных стран мира показывает, что жестокость в борьбе с преступностью никогда не приводила к положительным результатам, не приводит сегодня и не будет приводить в будущем; напротив, она способствует активизации агрессивности криминального мира. Магистральным направлением в обеспеченности правопослушного поведения осужденных должны служить различные стимулы, а не строгость режима.

Перед политическим и государственным руководством России стоит задача ответить на вызов, брошенный криминалом. Это возможно сделать путем принятия научно обоснованных, упреждающих политические, правовых и организационных мер по снижению криминогенности общества и выхода страны из социального кризиса, чему в значительной мере и служат поправки в Уголовный кодекс, недавно одобренные Государственной Думой.

Кроме того, Президент РФ В.В. Путин в конце октября 2003 г. поручил Правительству разработать «специальную систему по борьбе с коррупцией – по типу тех, какие существуют в других странах, при этом Глава государства отметил, что все должны быть равны перед законом, иначе нам никогда не справиться с решением проблем создания экономически эффективной и социально выверенной налоговой системы, никогда не научить и не заставить платить налоги, отчисления в социальные фонды, в том числе – в Пенсионный, нам никогда не переломить организованную преступность и коррупцию» 11 .

В контексте изложенного следует обратить внимание на особую значимость в правовом отношении высказанного Президентом РФ принципиально нового подхода к трактовке конституционного принципа о равенстве граждан перед законом. В п. 1 ст. 19 Конституции РФ особенно подчеркивается равенство в сфере правосудия: «Все равны перед законом и судом». В выступлении Президента РФ указывается: «Все должны быть равны перед законом». Исходя из такого толкования обозначенного выше принципа, выходит, что все граждане России не только имеют право на равенство во всех сферах общественной жизни, но и должны (обязаны) быть равными перед законом. На наш взгляд, такой подход вполне оправдан, поэтому есть все основания внести соответствующие изменения в п. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также привести в соответствие с изложенным принцип равенства перед законом, закрепленный в ст. 4 Уголовного кодекса РФ.Ресоциализация осужденных – комплексная система...

  • Становление системы непрерывного профессионального образования осужденных в пенитенциарном учреждении

    Дипломная работа >> Социология

    Над насилием с целью ресоциализации осужденного , пробуждение интереса самого осужденного в получении качественного... процессе реабилитации, коррекции и ресоциализации осужденного . В прохождении процесса реабилитации, осужденный восстанавливает свои права, ...

  • Социальная, психологическая, воспитательная и образовательная работа с осужденными

    Реферат >> Педагогика

    Психодиагностического обследования осужденных , разработка программ их ресоциализации , проведение с осужденными психокоррекционных... и воспитательной работы с осужденными в направлении обеспечения ресоциализации осужденных , освоения ими основных социальных...

  • Характеристика направленности личности осужденных

    Контрольная работа >> Психология

    Из основных средств исправления и ресоциализации осужденных . Образовательный уровень осужденных , как правило, невысокий. Мотивами... -х годах, называют и другие ценности, способствующие ресоциализации осужденного (А.Н. Олейник, 2001). К ним относятся: – ...